«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» — утверждал известный древнеримский политический деятель Цицерон.
А в Книге Перемен есть 60 гексаграмма и 60 ворота в Дизайне Человека:
60 Ворота Принятия Ограничений. Принятие ограничений – первый шаг к трансценденции.
На эту глубокую тему написано бесчисленное количество трудов, так как она описывает саму суть материального мира: мира форм. А форма подразумевает ограничение. Само слово Закон можно прировнять к ограничению. Например, личный закон — так для меня ощущается правильным, а вот так — уже не правильно, не комфортно, не по душе.
Общественные законы.
Кто-то сразу вспомнит анархию, как принцип беззакония. Но анархия очень быстро рождает новый порядок: власть силы, которая потом создаёт свои законы. Т.е. без законов всё равно общество и человек не живут. Закон силы, или закон церкви, или закон конституции — что-то рождается само собой.
Без закона (ограничения) нет понимания свободы. Оно теряет смысл, как теряет смысл свет без тьмы. Где мы свободны, а где — ограничены?
Для жизни нужны рамки и законы.
Даже, если представить себе пустыню, там будут свои законы, свои ограничения. И, только познав и приняв их, можно приспособиться и выжить. (Строжайшая экономия воды, ограничения попадания света на кожу днём и укрытие от холода ночью, как минимум!)
И тут ещё раз хочу вернуться к личным внутренним законам в человеке. Кому-то для здоровой жизни требуется дом, в котором тело и психика ощущают безопасность. А кому-то достаточно палатки. А кто-то всю жизнь ездит с места на место с одним ноутбуком, в котором вся его жизнь.
Кому-то требуется толпа, в которой он затеряется, как рыба в косяке, а у кого-то нутро требует одиночества и много своего пространства.
Познание своих внутренних законов — первый шаг к трансценденции, то есть выходу за рамки своей личности и соединению с общим, к единству с миром. У каждого свой путь к Богу, как говорится.
Принцип принятия законов (ограничений), чтобы быть счастливым и свободным, относится ко всему, не только к общественной жизни и человеческим законам.
Творчество не может существовать в вакууме.
Кто выступал, знают, как тяжело выступать перед аудиторией без обратной связи. Как будто в пустоту вещаешь. А вот, когда у аудитории живой интерес, вопросы из аудитории — это ведёт автора, направляет в русло общих тем. Ограничения подсказываются аудиторией, направляют.
Авторы знают, что написать «что нибудь на свободную тему» могут только профессионалы. И то не факт, что это будет удачное творчество. Большинству людей для творчества нужно обозначит рамки интереса: напиши о природе + твои впечатления из детства + смешные случаи + приличными словами без матов (например).
Кроме того, для творчества полезно ограничить себя: выключить мессенджеры, сотовый, дать себе ограниченное время (2 часа, потом — отдых). Кому то лучше ограничиться закрытым помещением, кому-то это ограничение не требуется, но нужно ограничить поток света — при ярком свете голова не варит. У всех свои секреты успеха, но это всё личные законы, т.е. ограничения себе во благо.
Прими ограничения! Самое интересное, что тебе не нужно соглашаться с этим мнением / утверждением. Если у тебя в 60🔽 воротах бодиграфа Дизайна Человека зафиксировано падение, то непринятие ограничений и тщетная борьба совершенно естественны для тебя! Это часть твоей жизни.
Сергей Добров